
Стабильность, а не развитие приоритет бюджетной политики Минфина на следующие три года.
Это следует из обнародованных недавно «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов». При этом при подготовке документа, как утверждают в Минфине, учтен майский указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и, по идее, бюджет должен обеспечивать ускорение экономического роста. Однако при детальном рассмотрении никаких мер по развитию экономики в бюджете не предлагается.Показать профицит любой ценой
Начнем с того, что по сравнению с бюджетом на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов новый вариант бюджета от Минфина предполагает серьезное увеличение доходов — почти на четыре триллиона в номинальном выражении в 2020 году (см. график 1). И вроде бы расходы Минфин тоже готов увеличивать (см график 2). Но министр финансов Антон Силуанов верен себе: увеличение расходов предполагается в меньшем размере, чем доходов, — с учетом госдолга, закрывающего первичный дефицит, федеральный бюджет, уверяют в Минфине, останется профицитным (см. график 3).
Впрочем, сводить бюджет с профицитом в таком виде — лукавство: ведь госдолг в нем все равно предусмотрен.
«Бюджет на самом деле дефицитный, — объясняет директор инвестиционного департамента компании “Локо-инвест” Кирилл Тремасов. — Нефтяные доходы выше сорока долларов за баррель автоматически идут в Фонд национального благосостояния. Сорок долларов — отсечка прошлого года, в этом году она будет проиндексирована на два процента, в следующем еще на два. Если эти доходы отсечь, бюджет остается дефицитным. В трехлетнем периоде первичный дефицит (то есть на уровне до обслуживания долга) закладывается в размере полпроцента ВВП. Заимствования нужны как раз для того, чтобы обслуживать долг и финансировать первичный дефицит. Сумма заимствований примерно и равна обслуживанию долга и размеру первичного дефицита».Госдолг к 2021 году вырастет в номинальном выражении с нынешних 12 до 20 трлн рублей — в основном за счет внутренних заимствований. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что новый долг, скорее, отражает необходимость рефинансировать уже имеющийся. «Сейчас, когда процентные ставки еще низкие, а цены на нефть достаточно высокие, Минфин действительно может в большей степени опираться на долговое привлечение при финансировании дефицита бюджета», — отмечает она.
В самом Минфине объясняют свою политику так: «Бюджетная политика в 2017–2018 годах была построена на основополагающем принципе, что все расходные обязательства должны финансироваться не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов — “бюджетные правила”) и в рамках текущей — не низкой для добросовестных налогоплательщиков — налоговой нагрузки (принцип “фискальной нейтральности”)».
Свежие комментарии