России следует как можно скорее добыть все имеющиеся природные ресурсы и продать, поскольку спрос на нефть и газ - ключевые товары российского экспорта - не будет вечным.
Об этом в интервью «Ведомостям» заявил председатель комитета ГосДумы по энергетике Павел Завальный.
Уже сейчас возобновляемые источники энергии начинают конкурировать с углеводородной энергетикой: во многих странах себестоимость производства зеленой энергии либо уже сравнялась с традиционными источниками, либо близка к тому, и на горизонте 15-20 лет именно этот фактор будет давить на цену нефти, констатировал Завальный.
Страны-нефтедобытчики оказались в ловушке: им нужны более высокие цены, чтобы сбалансировать бюджеты и выполнить социальные обязательства, но загоняя нефтяные котировки наверх, они делают традиционную энергетику дороже и сами стимулируют развитие возобновляемых источников.
«В настоящем мы должны максимально сейчас постараться добыть все, что у нас есть, и продать, - сказал Завальный. - Потому что потом это никому не будет нужно. И за то время, пока есть спрос, успеть перестроить экономику и страну, чтобы подготовиться к будущему».
«Тот ресурс, то есть возможности, которые нам дала природа, максимально использовать для диверсификации экономики и развития других отраслей», - подчеркнул он.
И использовать этот ресурс сейчас надо по максимуму, потому что, во-первых он конечен, а во-вторых, «каменный век закончился не потому, что закончились камни», объяснил Завальный: в них просто нужды не стало.
«Думаю, в горизонте 40-50 лет базовой отраслью энергетики станут даже не ВИЭ, а ядерная и термоядерная генерации. Все запасы углеводородов мира обеспечивают лишь 15% от потенциала этих отраслей», - сказал депутат.
«Проблемой» для российской нефтяной отрасли становится исчерпание рентабельных запасов, а также технологическая отсталость, из-за которой становится все труднее поддерживать добычу на старых, еще советских месторождениях.
Из традиционных запасов российских месторождений нефти уже больше половины (55%) выработано, сообщил Завальный.
В целом по стране коэффициент извлечения нефти - 26%; три четверти всех запасов остается в земле. Это вдвое хуже мировых лидеров. В США тот же показатель составляет 42%, а на шельфе Норвегии - 50%.
Чтобы поддерживать нефтедобычу, придется переходить на трудноизвлекаемые запасы, что существенно дороже.
Например, в Баженовской свите - гигантской сланцевой формации в Западной Сибири площадью около миллиона квадратных километров - себестоимость одного барреля в 2,2 раза выше, чем на зрелых традиционных месторождениях, даже несмотря на их выработку, констатировал Завальный.
«Для арктических месторождений она будет от 100 долларов за баррель. И здесь вопрос: а к моменту добычи там будет ли в принципе нефть по такой цене востребована рынком?» - задался вопросом депутат.
Напомним, согласно «Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года», которую в конце декабря утвердил премьер Дмитрий Медведев, у России есть около 7 лет до критической точки, когда фонд действующих месторождений перестанет справляться с нагрузкой.
К 2035-му, по оценке Минэнерго, объемы производства могут рухнуть практически вдвое - с нынешних 553 млн тонн в год (11,4 млн баррелей в день), до 310 млн тонн (6,3 млн баррелей в день).
Свежие комментарии