АВТОР: ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ
Почему необходимо лишить Центробанк статуса независимого института и сделать частью исполнительной власти
Кто не слышал крылатую фразу «разделяй и властвуй»? По латыни: divide et impera. Кто-то полагает, что это была максима римского сената. Кто-то авторство приписывает древнеримскому военачальнику и государственному деятелю Юлию Цезарю (100 – 44 до Р.
Х.), кто-то – итальянскому средневековому политику Никколо Макиавелли (1469–1527). Но я думаю, что авторство принадлежит дьяволу. Филологи говорят, что слово это греческого происхождения (diabol), что означает «разделитель», «сеятель раздора». Дьявол хочет властвовать над людьми, поэтому сеет между ними рознь.Но именно так поступают и «хозяева денег», верные слуги дьявола. Под ними я понимаю мировую финансовую элиту. На сегодняшний день это главные акционеры Федеральной резервной системы (ФРС). Им принадлежит «печатный станок», с которого сходят доллары, ставшие со времен окончания второй мировой войны мировой валютой. Для «хозяев денег» сами деньги не очень интересны, они лишь средство. Средство чего? – Завоевания мировой власти.
Из «хозяев денег» они хотят стать «хозяевами мира». Для этого на протяжении более трёх последних веков они стали создавать Центральные банки в разных странах мира, нити управления которыми находились в руках мировых ростовщиков. На сегодняшний день это сеть, состоящая примерно из 180 Центробанков (при этом названия их могут быть самыми разными). В том числе в эту сеть входит и Центральный банк Российской Федерации (другое название – Банк России).
Все Центробанки (за редкими исключениями) находятся под контролем ФРС США и Банка международных расчётов (мировой клуб Центробанков). Для того чтобы «хозяева денег» могли эффективно контролировать Центробанки, сразу же при их учреждении им придается статус «независимых» от государства институтов и одновременно очень большой набор полномочий (денежная эмиссия, банковский надзор, регулирование финансовых рынков, проведение денежно-кредитной политики, платежи и расчеты и т.п.). По степени своего влияния на экономику Центробанки превосходят многие министерства и ведомства, входящие в состав исполнительной власти. В том числе те, которые составляют так называемый финансово-экономический блок правительства. При этом, как правило, Центробанки не несут ответственности за экономическое развитие страны. У них, мол, другие задачи. Что-то наподобие «таргетирования инфляции» (как у Банка России).
Получается прелюбопытная ситуация. С одной стороны, есть Центробанк с мощными средствами воздействия на экономику (экономический рост, производство товаров и услуг, занятость, конкурентоспособность национальных предприятий и т.п.). Но при этом не несущий ответственности за эту самую экономику. С другой стороны, есть министерства (финансов, экономики, промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта и т.п.), которым поручено отвечать за экономику, но у которых нет реальных возможностей воздействовать в нужном направлении на эту самую экономику.
Складывается классическая ситуация: «разделяй и властвуй». Разделяются Центральный банк и государство (особенно финансово-экономический блок правительства). А властвуют «хозяева денег» и их «рогатый начальник». Если про теорию «разделения властей» французского просветителя Монтескье профессора студентам юридических вузов и факультетов рассказывают долго (даже излишне долго), то про реальную практику искусственного и разрушительного разделения Центробанков и правительства, отвечающего за экономику, чаще всего не говорят вообще ничего. По той простой причине, что об этом ничего не написано в учебниках. И не будет написано! Потому что учебники готовятся по заказу и под контролем все тех же «хозяев денег». Им не надо, чтобы люди задумывались о хитром разделении экономических институтов на две автономные части. И не просто автономные, а нередко конфликтующие друг с другом.
Давайте теперь от общего перейдем к конкретному. Этот конфликт двух частей, или центров экономической власти мы наблюдаем в России постоянно. Речь конкретно идёт о выяснении отношений между Центробанком и Министерством экономического развития (изредка со стороны правительства в разборку отношений с Центробанком вовлекаются и другие министерства – финансов, промышленности и др.).
Россия стремительно погружается в бедность и даже нищету. Возникает сакраментальный вопрос: «Кто виноват?» В подобных ситуациях все в первую очередь смотрят в сторону министра экономики. В нашем случае – на министра экономического развития Максима Орешкина. Ему не хочется быть «козлом отпущения» в этой ситуации. И он огонь критики перенаправляет на председателя Банка России Эльвиру Набиуллину. Кстати, когда-то в подобной ситуации (находясь на посту министра экономического развития) была сама Набиуллина и тогда тоже нередко переводила стрелку критики на Центробанк (возглавлявшийся тогда Сергеем Игнатьевым).
Все тезисы критики Орешкина в адрес Центробанка я воспроизводить не буду. Отмечу лишь два. Во-первых, высокая ключевая ставка Центробанка душит остатки реальной экономики (деньги на рынке становятся слишком дорогими). А это ведет к банкротствам, росту безработицы и дополнительной нищете.
Во-вторых, Банк России не только не сдерживает, но, наоборот, поощряет наращивание кредитования коммерческими банками населения. Большая часть его уже находится в долговой ловушке.
Орешкин в своей критике постоянно ссылается на данные самого Центробанка: за первую половину текущего года российские банки выдали физлицам 1,4 триллиона рублей новых займов, а с 2017 года получается астрономическая сумма в 5,5 триллиона рублей. Накопленный долг по потребительским и ипотечным кредитам достиг 16,329 триллиона рублей, а общая долговая нагрузка, включая займы у МФО и других структур, – 17,769 триллиона рублей. Величина долгового бремени составила 30,3% годовых доходов населения (их Росстат определяет в 56 триллионов рублей). Закредитованность россиян достигла исторических максимумов и каждый месяц продолжает нарастать.
Не буду далее расписывать ситуацию в красках, о ней и так все знают. Завтра может наступить долговой кризис по потребительским кредитам населению, платёжеспособный спрос обвалится, этот обвал потянет за собой экономику страны в яму экономического кризиса. Если сегодня бедных и нищих около 20 миллионов, то завтра эта цифра может удвоиться. Орешкин нервничает, понимая, что на него могут списать все последствия этого обвала.
Впрочем, Набиуллина не остаётся в долгу. На последнем Петербургском международном экономическом форуме она парировала Орешкину: «Люди набирают кредиты не от хорошей жизни.»
А хорошей жизни нет, поскольку, как она отметила в своем выступлении, у людей шестой год подряд падает уровень жизни, реальные располагаемые доходы рухнули на 10% – до уровня начала нынешнего десятилетия. А темпы экономического роста и уровень жизни – дело Минэкономразвития, а не Центробанка. Последний, мол, отвечает только за «таргетирование инфляции» (тут Набиуллина лукавит, такой задачи в Конституции РФ для Центробанка не значится; там в статье 75 говорится о том, что основной функцией ЦБ является «защита и обеспечение устойчивости рубля»). И российские СМИ из месяца в месяц следят за этим спектаклем под названием «Скандал в благородном семействе». И со своими комментариями доводят детали этого скандала до широкой аудитории.
С моей точки зрения, с этим бесконечным сериалом для пенсионеров надо кончать. Каким образом? Ликвидировав это искусственное разделение экономических организаций, управляющих экономикой, на две части: ЦБ и «всех остальных». ЦБ и «все остальные» должны быть вместе. Для этого требуется лишить Центробанк статуса независимого института и сделать частью исполнительной власти. Причём не самой главной. ЦБ должен, в первую очередь, выполнять функцию, которую смело можно назвать «технической»: эмиссия денег и поддержание денежного обращения в экономике. Без всяких там «денежно-кредитных политик», «финансовых мегарегуляторов» и т.п.
И здесь я не открываю никакой Америки. Именно так, например, устроено управление экономикой в Китае. Там Народный банк Китая входит в состав исполнительной власти и подчиняется Госсовету. Так, между прочим, было в Советском Союзе, где центральный банк назывался Государственным банком СССР. Так, наконец, было и в Российской империи. Там центральный банк был учреждён в 1860 году и назывался Государственным банком Российской империи. Между прочим, в Российской империи до конца её существования Государственный банк был даже не на равных с министерствами, он находился в ведении Министерства финансов, и по ключевым вопросам деятельности Госбанка решения принимал министр финансов. В Советском Союзе Госбанк также в течение ряда лет находился в подчинении Наркомата финансов.
Автор — ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Свежие комментарии