На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

События дня

20 302 подписчика

Свежие комментарии

  • Роман Лагутин
    Что за бред! Вроде бы умный человек, а сказочник, ё-мо-ё!Новые девяностые:...

Украина не срослась

Украинский раскол стал менее заметен только из-за низкой явки избирателей

Фотография: Максим Никитин/ТАСС

Украинскому ЦИК осталось обработать всего 0,5% бюллетеней на выборах в Верховную раду. Украинские политики и эксперты называют едва ли не главным результатом голосования то, что в стране появились общеукраинские партии, и говорят о складывании «русскоязычного украинского национализма». Однако более пристальное изучение электоральной карты показывает, что раскол, обозначившийся еще после «оранжевой революции», никуда не делся.

Последние десять лет страна была четко поделена на две электоральные зоны: восток и юг Украины неизменно голосовал за условно пророссийскую Партию регионов, а центр и запад — за партии, декларировавшие европейский путь развития страны. На первых после «оранжевой революции» парламентских выборах 2006 года Украина четко поделилась на сторонников регионалов – широкий пояс от Одессы до Харькова – и приверженцев тандема Ющенко — Тимошенко, бенефициаров Майдана 10-летней давности.

При этом ни в одном регионе явка не была ниже 60%. Такой результат был зафиксирован в Одесской области. А максимальный – в Тернопольской, где пришли к урнам 77,6% зарегистрированных избирателей.

Мало изменилась ситуация и на очередных выборах двухгодичной давности. «Батькивщина» взяла центр и запад, Партия регионов — восток и юг. Правда, Януковича поддержало еще и Закарпатье, видимо, благодаря проживающим там русинам. Особняком стоял только Львов, где выиграла радикально-националистическая «Свобода» Олега Тягнибока. Там же избиратели оказались самыми дисциплинированными. Исполнить гражданский долг пришли 67,12% имевших право голоса жителей Львовской области. Неохотнее всех голосовали Крым и Одесса (49,45 и 49,64% соответственно).

Теперь же электоральная карта Украины может показаться значительно преобразившейся. Наследники Партии регионов из «Оппозиционного блока» смогли победить лишь в пяти областях – Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской. Традиционно голосовавшие за регионалов Одесса, Николаев и Херсон предпочли новоиспеченным оппозиционерам президентский «Блок Петра Порошенко».

Правда, в Одесской области блок Бойко, Мирошниченко и Рабиновича отстал от лидера лишь на один процент. Вторым он идет и в Николаевской области, проиграв 4%. А вот в Херсонщине бывшие регионалы уже только третьи, собрав вдвое меньше голосов, чем победивший БПП, и пропустив на второе место «Народный фронт». Правда, и во времена Януковича херсончане были для регионалов довольно ненадежным плацдармом. Они побеждали, но с минимальным отрывом. Традиционно сильные позиции были у Компартии, которая в этот раз вообще не преодолела 5-процентный барьер.

Также за БПП проголосовало Закарпатье, где на выборах 2012 года победу праздновала Партия регионов, а в 2006-м – «Наша Украина» Виктора Ющенко. Здесь разворот партийных предпочтений оказался самым радикальным: бывших «регионалов» закарпатцы не приняли даже под оппозиционным соусом. Впрочем, в таком голосовании можно увидеть и другую тенденцию: в самом западном регионе страны раз от разу голосуют за президентскую политическую силу.

Особняком стоит Киев: явка здесь несколько снизилась (с 62,11 до 57,32%), победу там одержал «Блок Петра Порошенко», а второе место с небольшим отрывом заняла партия «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового, вторым в списке которой был комбат Семен Семенченко. Спрос на «третью силу» в Киеве можно уже считать определенной закономерностью: по результатам предыдущих выборов победу на них одержал УДАР Виталия Кличко, который ныне возглавляет столичную администрацию.

Общеукраинский победитель «Народный фронт» занял в столице лишь третье место, что свидетельствует о том, что герои «евромайдана» потеряли в собственной Мекке былую популярность. Не близка киевлянам и активная военная риторика.

Все это заставило украинских политиков и политологов заговорить о том, что электоральный раскол до известной степени преодолен, страна стала более гомогенной, и даже о складывании, по выражению киевского политолога Вадима Карасева, «русскоязычного украинского национализма».

Картина, однако, существенно меняется, если сопоставить итоги выборов с явкой. Дело в том, что основные регионы востока и юга, традиционно обеспечивавшие сильные позиции в Раде Партии регионов, выборы, по сути, проигнорировали. В Луганской и Донецкой областях провал избирательной активности вполне объясним неспокойной ситуацией в этих регионах, часть которых контролируется ополченцами непризнанных республик ДНР и ЛНР. В Донецкой проголосовали лишь 32,4% зарегистрированных избирателей (59,63% двумя годами ранее), в Луганской – 32,87% (57,67%). Однако Одесская область, и раньше не баловавшая высокой политической активностью, показала и вовсе худший в истории независимой Украины результат — 39,75%.

Не лучше голосовали и другие области украинского юга и востока. В Николаевской области явка составила 42,8% (52,19% в 2012 году), в Херсонской – 41,36% (50,9%). В Запорожье на избирательные участки пришли 47,19% имеющих право голоса (55,97%), в Харьковской области — 45,32% (53%). Просела электоральная активность и в Закарпатье. Там в волеизъявлении приняли участие 44,58% зарегистрированных избирателей против 51,6% на выборах 2012 года.

А вот националистически настроенные западные области, наоборот, голосовали традиционно активно. Во многом благодаря им большинство в итоге получил «Народный фронт» Арсения Яценюка. Он победил в показавшей максимальный результат Львовской области (70% проголосовало), Ивано-Франковской (63,7%), Тернопольской (68%), Волынской (64,8%).

Поэтому если учесть поправку на явку, то есть все основания признать, что традиционное разделение на запад и восток никуда не делось. И если б в Одесской, Николаевской и даже Херсонской областях на выборы пришло хотя бы столько же людей, сколько два года назад, то оппозиция опять получила бы большинство. А в тех областях, где победила, отрыв был бы больше.

Президент Украинской академии политических наук Николай Михальченко, однако, не видит причин драматизировать падение явки в областях, где были сильны позиции Партии регионов. Он указывает, что снижение электоральной активности – это общеукраинский тренд.

«Падение посещаемости на парламентских выборах – это давняя тенденция. К тому же нынешняя кампания была скоротечной. Кроме того, часть избирателей – электорат Януковича – была в растерянности. За шесть-семь месяцев невозможно изменить сознание целых регионов. Но за два-три года они смогут понять и принять смену ориентации Украины. Со временем все это разрешится».

По-другому оценивает низкую явку южных областей руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

«Разделение Украины никуда не делось. Просто большинство населения востока и юга проголосовало ногами. Пока мы точно не знаем – это выяснится в дальнейших опросах, но вполне можем предположить, что они настроены против майданных партий. Ведь даже при такой явке, если сложить голоса, отданные за «Оппозиционный блок», за «Сильную Украину» Тигипко и коммунистов, то в совокупности они набирали значительно больше, от 35 до 50%. А если бы в этих регионах пришли голосовать так же, как на западе, то они все получили бы больше 50%. Как и было всегда.

Так что слова Порошенко про объединение страны, что все за Европу и против России – это вранье».

Более того, допустить можно и недоверие к украинским политическим институтам в принципе. Особенно если вспомнить, что Крым, установивший антирекорд по явке в 2012 году, в нынешнем с результатом 97% проголосовал за присоединение к России.

Сергей Подосенов 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх