На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

События дня

20 300 подписчиков

Свежие комментарии

  • Роман Лагутин
    Что за бред! Вроде бы умный человек, а сказочник, ё-мо-ё!Новые девяностые:...

Украинская газовая труба превращается в тыкву. Об искусстве упускать возможности

 
Северный поток» встаёт на плановый ремонт. Газ перенаправляется по украинскому коридору. Украинская сторона сначала заартачилась, а после согласилась транзитировать заявленные объёмы.
 Почему поведение Украины и здесь пойдёт ей во вред – поговорим ниже.
 Для начала – контекст. Газотранспортная система (ГТС) Украины – это самый важный коридор доставки российского газа западным потребителям. Но роль этого коридора неуклонно снижается. Если в 1998 году Украина прокачивала через свою ГТС 95% экспортного газа из России, то в 2015-м её доля снизилась до 43%.
 Система номинально позволяет прокачивать большие объёмы, нежели 60-70 млрд, которые фактически шли через неё последние годы. Но «Газпром» и его партнёры порядка 20 лет прокладывают обходные пути мимо Украины.
Это дорого? Безусловно. 
Можно ли без этого обойтись?
 Украинская сторона считает, что можно. Но в действительности нельзя. 
 
На то две причины: недостаточное финансирование украинской ГТС и дороговизна маршрута. И если с дороговизной ещё можно что-то решить путём переговоров, то недофинансирование – это болезнь, которая лечится только планомерным прикладыванием к больному месту больших сумм денег. Очень больших сумм денег. 
Недовложения в газотранспортную систему Украины по самым оптимистичным из реалистичных оценок составляют 80%. То есть в ремонт и модернизацию вкладывают не более 20 копеек из необходимой гривны. 
Последним нэзалежным руководителем, озаботившимся этой проблемой, был «кровавый диктатор» Янукович. 
В 2011 году началась серия телодвижений в сторону российских и европейских партнёров с тем, чтобы найти деньги на ремонт и модернизацию ГТС, а вместе с этим шли подсчёты – сколько конкретно денег на это нужно. Получалось много. Сопоставимо с затратами на строительство «Северного потока».
 Собственно, именно «Северный поток», который тогда вводили в эксплуатацию и навёл руководство Украины на невесёлые мысли о грядущем падении выручки за транзит. И оно зашевелилось. Но денег никто не дал, а внутренние резервы оказались слишком скудны. Потому было решено понадеяться на русский авось.
Потом произошёл переворот, и государству стало совсем не до пошлых вещей вроде ремонта и модернизации газотранспортной системы.
 
 
 
Летом 2014 года была предпринята очередная попытка выпросить денег под залог ГТС, но теперь уже не у России, а сразу у Запада. 
Запад традиционно встретил протянутую руку с вежливым недоумением. И денег не дал. 
Зато ряд западных компаний, понимающих, что украинская труба вот-вот превратится в тыкву, начала реализовывать с «Газпромом» проект «Северный поток – 2».
 На словах вы можете сколько угодно поддерживать европейский выбор Украины и даже искренне желать ей всего самого лучшего, но к настоящему моменту проще, надёжнее и – самое главное! – дешевле построить трубу мимо неё. Тем более, что деньги за транзит будет собирать не взбалмошная жёлто-голубая государственная машина, а вы и ваши партнёры. 
Но трубы в обход Украины встречают известное сопротивление. Как со стороны такой могучей державы как Польша, так и со стороны её непосредственного хозяина. 
Представитель хозяина даже открыто заявляет, что «Северный поток – 2» убьёт украинскую экономику.
 Жаль ту экономику, которую могут убить выпавшие доходы (не прибыль!) в 2 млрд долларов. 
Украинское руководство также заявляет, что её ГТС надёжна и никаких обходных путей строить не надо.
 Здесь мы кратко заметим, что «Северный поток – 2» – это лишь часть проблем для Украины. Нормализация отношений России с Турцией в перспективе ближайших трёх лет также приведёт к выпадению от четверти до половины доходов от украинского транзита (в зависимости от конфигурации «Турецкого потока»).
 Вот в таком контексте существует сейчас украинская ГТС. 
Учитывая это, перед украинским руководством стоит непростая задача – убеждать всех в том, что газотранспортная система надёжна.
 И тут возникает счастливый случай (о котором, правда, было известно с декабря 2015 года) – «Северный поток» останавливают на плановый ремонт. Это ли не подарок судьбы в столь непростых условиях?
 Умные, радеющие за своё дело люди ухватились бы за столь прекрасный шанс обеими руками. Они бы без лишних слов обеспечили бесперебойный транзит российского газа, а после того, как ремонт «Северного потока» закончился – начали бы трубить на весь мир, что им удалось на опыте показать, что их труба надёжна, а «Северный поток» не нужен, куда уж говорить о «Северном потоке – 2»! 
Но что мы видим по факту?
 Если отбросить лишнее, украинская сторона начинает дело с нытья о том, что она не готова транзитировать газ из-за проблем с давлением в ГТС. 
Начинается то, что даже не самый пристрастный зритель может посчитать торгом за дополнительные (бесплатные!) объёмы газа. А человек пристрастный мог бы даже посчитать, что украинская сторона попыталась шантажировать «Газпром».
 Но кто-то в руководстве Нэньки вовремя сообразил, как происходящее будет выглядеть со стороны, и дополнительные объёмы газа всё-таки пошли через ГТС Украины.
 По заявлению украинской стороны, сейчас через её газотранспортную систему прокачивается порядка 276 млн куб. м газа в стуки – увеличение на 46 млн куб. м.
 Но момент, когда можно было продемонстрировать надёжность и профессионализм был упущен. Сами того не желая, украинские чиновники поставили под сомнение и без того неочевидную надёжность украинского газового коридора. Теперь, даже если нэзалежная ГТС справится с дополнительными объёмами без каких-либо происшествий, то показать себя в лучшем виде «Укртрансгазу» не удастся. 
Те, кому надо, уже всё увидели.
 
Александр Фролов
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх