Президент выступил с ежегодным посланием Конгрессу. В нем он в том числе обозначил свое видение внешней политики Соединенных Штатов в 2015 году.
Фактически Обама в своем выступлении обозначил новые приоритеты американской внешней политики. Так, глава Белого Дома сохранил за США право на превентивные действия, в том числе и не на американской территории. «Мы оставляем за собой право действовать в одностороннем порядке, что мы и делали неустанно, с тех пор как я вступил в должность, и мы брали террористов, которые представляют прямую угрозу для нас и наших союзников», - заявил Обама. Но при этом он дал понять, что речь идет именно о спецоперациях. Глава Белого дома четко заявил, что новых полномасштабных операций США в третьих странах больше не будет. «Когда мы принимаем поспешные решения, реагируя на заголовки вместо того, чтобы думать головой, когда первым ответом на вызов становится отправка нашей армии, - тогда мы рискуем всё больше втягиваться в ненужные конфликты и пренебрегаем более широкой стратегией, которая должна сделать мир более безопасным и процветающим. Это то, чего наши враги хотят от нас,- говорит президент. - Мы более успешны, когда объединяем военную силу с сильной дипломатией, когда мы сочетаем нашу силу с созданием коалиций, когда мы не позволяем нашим страхам ослепить нас и лишить нас возможностей нового века».
В том, что война будет нужна, политологи не сомневаются. По их мнению, противостояние терроризму вступает в новую стадию. «В ее центре будут параллельно находится несколько будущих халифатов - ИГ в Сирии и в Ираке; ставшая уже практически независимой “Боко Харам”, чье влияние проникает из Нигерии в Камерун; а также оперирующая на бесплодных землях Йемена «Аль-Каида на Аравийском полуострове», самая опасная из всех филиалов Аль-Каиды, - пишет Чарльз Краутхамммер. - А за ними находится не только россыпь мини-халифатов в неуправляемых точках стран Третьего Мира от Ливии и Сомали до границ Пакистана, но и архипелаг закрытых исламистских островов, расположенных в самом сердце Европы». На борьбу со всеми указанными мини-халифатами одновременно у США сил не хватит, поэтому озвученный президентом подход к проведению зарубежных силовых операций является, безусловно оптимальным. Он позволит США сохранить ресурсы, жизни солдат и международную репутацию. Более того, он позволит улучшить отношения США с рядом региональных лидеров. Если такие страны (например, Иран или Бразилия) будут осознавать готовность Вашингтона поделиться с ними полномочиями по обеспечению контроля за безопасностью в их регионах, то у них появится интерес к налаживанию партнерских отношений с Белым домом.
Впрочем, некоторые страны будут допущены Соединенными Штатами до роли «шерифов». Судя по словам Обамы, в этом черном списке присутствует Китай. Американский президент заявил о намерении продолжить курс на создание антикитайской системы коллективной безопасности. «В Азиатско-Тихоокеанском регионе мы обновляем наши союзы, чтобы быть уверенными, что другие страны будут играть по правилам - в торговле и решении морских споров, и в том как они участвуют в решении общих международных проблем, таких как нераспространение оружия массового уничтожения и ликвидация последствий стихийных бедствий».
Пока не ясно, будет ли в этом списке отказников присутствовать Россия. С одной стороны, Обама во время обращения к Конгрессу высказался в отношении нее в негативном ключе. «Мы будем придерживаться следующего принципа: большие страны не могут запугивать малые. Поэтому мы выступаем против российской агрессии и поддерживаем демократию на Украине, а также даём уверенность нашим союзникам по НАТО. В прошлом году мы проделали тяжелую работу по введению санкций вместе с нашими союзниками. Некоторые посчитали, что агрессия Путина был мастерской демонстрацией стратегии и силы. Что ж, сегодня именно Америка крепко стоит вместе со своими союзниками, в то время как Россия изолирована, а её экономика рассыпается в пух и прах», - заявил президент. С другой стороны, это заявление а) было единственным пунктом о России во всей речи и б) может быть расценено не столько как намерение продолжать конфронтацию, сколько как подведение ее итогов и фиксация победы США. Конечно, в американском определении слова победа, а не в украинском (не случайно во всем тексте послания не только ничего не говорилось о необходимости возврата Крыма и Донбасса, но и слово «Украина» использовалась один раз - аккурат в пассаже про Россию). Обама не хочет пересекать точки невозврата с Москвой в том числе и потому, что понимает важность России для урегулирования конфликтов в Центральной Азии и на Кавказе.
Интересно, что президент в своем послании настроен достаточно агрессивно к республиканскому Конгрессу. В частности, прямо заявил о намерении блокировать все попытки республиканцев сорвать мирные переговоры с Ираном. «Новые санкции, принятые этим Конгрессом, на данный момент времени будут означать, что дипломатические усилия потерпели крах. Это принесет отчуждение к Америке её союзников и гарантирует, что Иран всё же запустит свою ядерную программу. Это лишено смысла. Вот почему я наложу вето на любые новые санкции, которые грозят уничтожить весь накопленный прогресс», - заявил Обама.
Идя на конфликт с Капитолием, президент, конечно, сильно рискует. Если американо-иранские переговоры в ближайшие месяцы не приведут к результату, то Обаму обвинят в том, что он позволил Ирану избежать санкций и спокойно продвигаться в деле создания ядерного оружия. Однако, с другой стороны, президенту уже все равно - Обама напомнил, что ему больше не надо баллотироваться, и он будет делать то, что считает нужным для блага Америки. Возможно, хоть сейчас ему удастся продемонстрировать те лидерские качества, которых от него ждали в 2008 году.
ФОТО: ТАСС/ZUMA

Свежие комментарии