На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

События дня

20 261 подписчик

Свежие комментарии

  • Роман Лагутин
    Что за бред! Вроде бы умный человек, а сказочник, ё-мо-ё!Новые девяностые:...

Беспрецедентное дело Ивана Голунова: что дальше

Иван Голунов снова свободен, его доброе имя восстановлено — теперь и для тех, кто не верил в его невиновность. Уголовное дело о покушении на сбыт наркотиков в крупном размере, по которому он проходил обвиняемым, 11 июня было прекращено из-за отсутствия доказательств; с него сняты все обвинения. С момента задержания Голунова полицейскими из УВД ЗАО по Москве до прекращения дела, о котором объявил лично министр внутренних дел Владимир Колокольцев, прошло всего пять суток.

Это беспрецедентно быстрая реакция власти на беспрецедентно сильное возмущение общества фальсификацией дела и его, общества, моральная победа: оно добилось, чтобы невиновный человек не был осужден. undefined

Дело против Голунова фактически закончено. Но дело против системы, в которой стало возможно такое беззаконие, только начинается — иначе такие дела обязательно будут возникать снова и снова. Закон должен соблюдаться всеми и для всех — только тогда победа будет окончательной.

Дело Голунова началось так, как начинаются, наверное, сотни похожих дел: о том, что ради улучшения отчетности или по заказу чьих-то конкурентов по бизнесу, или других недоброжелателей недобросовестные полицейские, случается, сами подбрасывают будущим жертвам наркотики, мы знаем как минимум из приговоров таким полицейским. Корреспондент отдела расследований «Медузы» 36-летний Иван Голунов был задержан в центре Москвы 6 июня — полицейские нашли у него в сумке пакет с наркотиками, спустя сутки (все это время Голунову не давали спать) ему предъявили обвинение в покушении на сбыт наркотиков. Голунов отрицал вину, не верили в нее и коллеги и знакомые журналиста, считавшие, что это месть кого-то из героев его расследований — по мнению самого Голунова, за уголовным делом стояли люди из его расследования о переделе похоронного бизнеса в Москве.

Голунов не был публичной фигурой, но на его защиту быстро поднялось множество людей — не только друзей и коллег-журналистов, но и множество незнакомых с ним людей.

Такой акции солидарности Москва не видела давно. Сошлось сразу несколько факторов: очевидная надуманность обвинения, демонстративная жестокость полицейских и, наконец, прямая ложь — сайт ГУВД опубликовал фотографии нарколаборатории якобы в квартире журналиста, но в реальности сделанных в другом месте (прежде чем ГУВД признал ошибку, на эти снимки успел сослаться даже пресс-секретарь президента). Голунов еще находился в отделении полиции, когда в Москве начался бессрочный пикет перед зданием ГУВД Москвы на Петровке, 38, не прекращавшийся даже ночью; 8 июня, в день заседания суда по избранию Голунову меры пресечения, сотни людей пришли ждать решения к Никулинскому райсуда.

10 июня три ежедневные газеты — «Ведомости», РБК и «Коммерсант» — впервые в своей истории вышли с одинаковой первой полосой с заголовком «Я/Мы Иван Голунов» и общим требованием тщательного расследования дела Голунова и соблюдения закона всеми и для всех. На 12 июня был запланирован несогласованный митинг в поддержку журналиста в Москве, принять в нем участие собирались тысячи человек.

Градус и масштаб возмущения делом Голунова оказался беспрецедентным и привел к беспрецедентным же последствиям: не к отдельным и часто символическим мелким уступкам и послаблениям, как это бывало раньше, а к полному и стремительному отказу от уголовного преследования с формулировкой, которая полностью реабилитирует Голунова и косвенно признает ошибки правоохранителей (Колокольцев уже анонсировал отставку двух генералов полиции). Таким образом власть фактически нарушила свои же неписаные правила — не поддаваться давлению и не сдавать своих.

Есть ли тут повод праздновать победу? Да: честное имя Голунова восстановлено, он свободен; общество почувствовало свою сплоченность и силу; власть продемонстрировала, что не всегда может позволить себе игнорировать острое недовольство граждан.

Но тут важно не терять ощущения масштаба происходящего: едва ли круг причастных к фабрикации дела Голунова ограничивается двумя высокопоставленными полицейскими, об отставке которых Колокольцев планирует просить президента. Их очевидно больше, и наказаны должны быть все, кто своими действиями превратил пять дней жизни невиновного человека в кошмар.

Но важно также не терять из вида стратегическую цель: такие истории, как дело Ивана Голунов, не должны повторяться — ни с кем, никогда. Закон должен соблюдаться всеми и для всех, а его нарушение теми, кто призван его охранять, преступно вдвойне. «Наркотические» статьи Уголовного кодекса — не единственные, которыми злоупотребляют полицейские, не только они идут в ход, когда нужно «улучшить» статистику полицейской работы или наказать неугодного кому-то человека: тут и мошенничество, и экстремизм, и даже детская порнография. «Наркотические» дела УВД ЗАО будет изучены заново, но едва ли они фабриковались только там. Наоборот, обстоятельства задержания Голунова и следственных действий с ним подсказывают, что полицейские давно набили на них руку.

Очевидно, что дезинфекция и регулировка правоохранительной системы — крайне важный, но сложный и долгий процесс, затрагивающий интересы множества людей во власти и вне ее, сопротивление будет сильным. Он снова потребует от тех, кто добивался освобождения Голунова, настойчивости, солидарного действия и неослабевающего давления на власть. Но теперь мы уже знаем, что мы на это способны и что это работает.

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/06/12/804040-...

Муратов рассказал о роли Путина в освобождении Голунова

Председатель совета директоров «Новой газеты», член общественного совета при МВД Дмитрий Муратов рассказал The Bell, кем и как принималось решение об освобождении корреспондента «Медузы» Ивана Голунова. Муратов был одним из участников переговоров с чиновниками о судьбе журналиста.

По его словам, еще до состоявшегося 8 июня заседания суда об избрании меры пресечения он и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов встретились с заместителями мэра Москвы Сергея Собянина Натальей Сергуниной и Александром Горбенко. На встрече присутствовал начальник ГУ МВД по Москве Олег Баранов. «Мы долго задавали вопросы, и после этого сторонам стало понятно, что аргументы обвинения страшно шаткие», – рассказал Муратов. По его словам, именно на этой встрече «родилась идея» о необходимости освободить Голунова хотя бы под домашний арест. Адвокаты подали соответствующее ходатайство, и суд, приняв аргументы, вынес правильное решение: «Ивана, с его состоянием здоровья и с учетом ситуации, не поместили под стражу».

По мнению Муратова, если бы Голунова арестовали, то неизвестно, что могло бы с ним произойти в СИЗО. Неясно, имеют ли заказчики этого дела какое-либо влияние на изоляторы временного содержания, добавил он.

Следующее обсуждение, по словам Муратова, произошло уже в понедельник. Уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова рассказала в подробностях о сложившейся ситуации президенту Владимиру Путину. «Политическое руководство страны приняло правильное решение», – сказал Муратов. По его словам, фактически решение было принято еще накануне. Ждали только результатов экспертизы ДНК, чтобы на законных основаниях освободить Голунова. Результаты были обнародованы днем 11 июня – следов Голунова на обнаруженных в его квартире наркотиках не оказалось. По мнению Муратова, положительное влияние на ситуацию оказало письмо с требованием освободить журналиста и готовность тысяч людей выйти на марш в его поддержку 12 июня.

Марш в защиту Голунова несколько журналистов и активистов планировали провести 12 июня. Изначально они не собирались согласовывать акцию с мэрией Москвы, но вечером во вторник некоторые из организаторов мероприятия согласились на переговоры со столичными властями. Об их результатах пока неизвестно.

https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/06/11/804032-the...

наверх