Многие эксперты объясняют взрывоопасную обстановку, которая вот уже несколько лет царит в Южно-Китайском море, не залегающими под его дном нефтью и газом, а важным стратегическим положением этого района.
Казалось бы, при такой низкой цене на нефть многие территориальные споры, в основе которых лежат богатые углеводородами месторождения, должны ослабнуть. Верное в целом утверждение не действует в случае с Южно-Китайским морем, территориальные притязания на которое выдвигают сразу несколько государств, расположенных на его берегах. Энергичнее всех предъявляет территориальные претензии Китай.
КНР претендует примерно на 40% территории Южно-Китайского моря. На карте с изображением огромного района, на который претендует Пекин и который находится примерно в 1800 км от китайского острова Хайнань, видно, что не меньшими правами на эти территории обладают также Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Тайвань.
«Южно-Китайское море значительно важнее в отношении углеводородов, не добываемых в нем, а перевозимых по нему,- считает Билл Хэйтон, автор прошлогодней книги «Южно-Китайское море: борьба держав за власть в Азии».
Пекин, по его мнению, использует нефтяной предлог для оправдания территориальных притязаний на том основании, что спорные территории богаты нефтью.
О значимости Южно-Китайского моря как важного судоходного маршрута, говорят следующие цифры. Через него, по данным Управления энергетической информации США, проходит почти треть всей мировой нефти или 14 млн. баррелей в сутки.
С другой стороны, в 2011 году страны, расположенные в Южно-Китайском море, добывали в нем ок. 1,26 млн. баррелей нефти в день, что составляет всего лишь 1,4% от мировой ежедневной добычи черного золота – 89 млн. баррелей.
Данные по потенциалу Южно-Китайского моря как огромного месторождения нефти противоречивы. В EIA считают, что в нем ок. 11 млрд. баррелей нефти и 190 трлн. м³ газа. При этом большая часть разведанных на данный момент месторождений черного золота находится в прибрежных районах, за которые никто не спорит.
Китайцы, однако, утверждают, что американские данные сильно занижены. По данным главной китайской нефтяной компании – Cnooc, нефти в Южно-Китайском море ок. 125 млрд. баррелей, а газа – порядка 500 трлн. кубометров.
В отличие от нефти воды Южно-Китайского моря богаты рыбой. Согласно данным Юго-Восточного Азиатского центра по развитию рыбной промышленности, на это море приходится примерно десятая часть всего мирового улова.
Последний конфликт в Южно-Китайском море на этой почве рыбы произошел две недели назад. 7 января пограничные катера Малайзии задержали индонезийское рыболовецкое судно, которое занималось промыслом в малазийских, по мнению Куала-Лумпура, водах.
Последний и, к сожалению, явно не последний крупный конфликт в Южно-Китайском море, связанный с нефтью, произошел в мае 2014 года между Пекином и Ханоем. Он был связан с нефтяной платформой HS 981, которую китайцы отбуксировали в спорные воды для разведки нефти. Несмотря на то, что ее убрали в июле, на месяц объявленного ранее срока, по Вьетнаму прокатилась волна китайских погромов, сопровождавшихся многочисленными жертвами.
Свежие комментарии