На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

События дня

20 301 подписчик

Свежие комментарии

  • Роман Лагутин
    Что за бред! Вроде бы умный человек, а сказочник, ё-мо-ё!Новые девяностые:...

Нет такого курса, чтоб ЦБ встал грудью на его защиту

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Экономист Сбербанка Юлия Цепляева рассказала, что будет с российским рублем и иностранной валютой

Справедливая стоимость американского доллара сейчас — 38 рублей, скорое укрепление рубля вероятнее, чем его ослабление, а фиксированный курс россиянам процветания не принесет, считает директор Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка Юлия Цепляева.

В среду она выступила с презентацией доклада «Фиксированный курс рубля: pro et contra», который посвящен идее введения постоянного курса национальной валюты, к чемупризывает советник президента Сергей Глазьев. Цепляева привела несколько простых возражений против этой идеи.
Во-первых, в 1995–2010 годах правительства разных стран пытались закрепить курс национальной валюты 38 раз, но только два случая можно признать успешными — в Малайзии (1998 год) и Исландии (2008 год).

Во-вторых, экономистам знаком принцип «невозможной триады», согласно которомуЦентробанк не может одновременно проводить независимую денежную политику (проще говоря, «печатать» рубли и регулировать ставки по кредитам. — РП), держать фиксированный курс и позволять капиталу свободно двигаться.

Население любит курс покрепче, поэтому обычно люди предлагают зафиксировать курс лучше рыночного. «Хорошо бы иметь курс 35 рублей за доллар. Но готовы ли мы, как на Украине, покупать только $220 в день по такому выгодному курсу?» — сказала Цепляева.

Люди не понимают, что в довесок этой стабильности курса пойдут существенные ограничения на потоки капитала, а именно на продажу валюты и организациям, и частным лицам. Ведь при фиксации завышенного курса всем захочется прикупить долларов по привлекательной цене, и Центробанку придется либо распродать свои долларовые резервы, либо ограничить покупки валюты. «Даже намек на то, что валютные депозиты будут заморожены, спровоцирует набег вкладчиков на банки», — прогнозирует она.

Противоположный вариант — зафиксировать курс слабым, допустим, 50–60 рублей за доллар. Но россияне потребляют много импортных товаров и продуктов, которые из-за ослабления рубля подорожают (условно говоря, кусок швейцарского сыра, стоящий $1, вместо 40 рублей теперь будет стоить 60. — РП).Юлия Цепляева. Фото: ranepa.ru (<a href=http://www.ranepa.ru/)" />
Юлия Цепляева. Фото: ranepa.ru
«Инфляция в 15% хорошо переносилась в "тучные" годы, когда был резкий рост реальных зарплат», — сказала Цепляева. Теперь зарплаты не растут, и население очень болезненно воспримет подорожание продуктов. Она прогнозирует инфляцию в 9,1% по итогам 2014 года, но двузначного роста цен в 2015 году все-таки не ждет — пик подорожания придется на первый квартал, а потом рост цен замедлится.

«Чем дальше фиксированный курс от того, что может установить рынок, тем короче время жизни такого искусственного режима», — подытожила Цепляева.

Отвечая на вопросы о том, велика ли вероятность фиксации курса, тогда как Центробанк намеревался опустить курс рубля в 2015 году, и о том, может ли ЦБ досрочно, в ближайшую пятницу, освободить рубль, как предлагал бывший министр финансов Алексей Кудрин, она отметила, что если идеи фиксации курса или ограничений на продажу валюты приводят к движениям курса, то значит, что кто-то на рынке верит в такое развитие событий, и поэтому это нельзя полностью отвергать.
Кстати, то, что банки верят слухам о либерализации курса рубля 31 октября и поэтому решили придержать валюту, вероятно, привело к дефициту долларов и евро в обменниках, о котором сообщает портал «Банки.ру».

Цепляева считает маловероятным, что в ближайшую пятницу ЦБ что-нибудь предпримет. По ее мнению, лучше, если ЦБ будет придерживаться взятых на себя обязательств и не освобождать рубль ранее 2015 года, чтобы не разрушать доверие к своим словам.

«По нашим расчетам, 38 рублей за доллар — гораздо более справедливый курс, чем то, что мы видим сейчас (больше 42 рублей. — РП)», — сказала она, подчеркнув, что укрепление рубля в ближайшее время более вероятно, чем ослабление.

Экономист напомнила, что в марте граждане скупали американскую валюту по 37,7 рубля, а потом с удивлением наблюдали, как она падает до уровня «33 с хвостиком». Сейчас, когда доллар снова подорожал, они чувствуют себя комфортно, но нет гарантий, что валюта США опять не подешевеет. «Профессиональные игроки продают, когда дорого, и покупают, когда дешево, а у простых людей все наоборот. У людей сдают нервы, когда валюта сильно дорожает, и они покупают чувство уверенности, что сохранили сбережения, хотя на самом деле могут потерять часть денег», — предостерегла Цепляева, добавив: «Я доллары по такому курсу покупать не буду».

Чтобы отвязать рубль от долларовой зависимости, по ее мнению, нужно, чтобы российская экономика перестала зависеть от экспорта нефти. Нефть на международном рынке продается за доллары, и ее в российском экспорте — 60–67%. Иран пробовал продавать нефть за все, кроме доллара, но не преуспел в этом. Поэтому иного выхода, кроме как избавления отечественной экономики от нефтяной зависимости, нет, но это дело долгое — не на год и даже не на два.
Левая шкала (черная) — цена барреля Brent в долларах. Правая шкала (синяя) — курс рублей за доллар. Источник: Capital Economics
Естественно, предположение Цепляевой о возможном скором наступлении справедливого курса в 38 рублей за доллар никого не успокоило. Есть ли такая глубина падения национальной валюты, чтобы Центробанк попытался остановить ее дальнейшее ослабление?

«Нет такого курса, чтоб ЦБ встал грудью на его защиту», — кратко сформулировал главный экономист Сбербанка основы политики свободно плавающего рубля, пояснив, что могут сложиться ситуации, когда низкий курс вызван реальными экономическими силами, которым трудно противостоять. Примеры — 50 рублей за доллар при цене нефти в $50 за баррель или при понижении кредитного рейтинга России, из-за чего все крупные западные инвестиционные фонды продадут российские ценные бумаги с низким («мусорным») рейтингом, как и записано в правилах работы этих фондов. 
 
Николай Дзись-Войнаровский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх