
Челышев:
- В студии доктор экономических наук Михаил Делягин.
Михаил Геннадьевич, в аэропорту Внуково разбился самолет с главой компании «Тоталь» Кристофом де Маржери и понеслось… Вы когда узнали о катастрофе, о чем подумали?
Делягин:
- Подумал: какая-то глупость несусветная. Просто несуразица. «ВИПы» достаточно четко охраняются. Подбираются хорошие команды экипажей. Садятся если не на выделенную взлетную полосу, то всегда под особым кон-тролем.
Подумал, что раз в жизни и палка стреляет – и вот это такой случай.
Могу сказать, что летаю в среднем раз в неделю по России, - и много чего повидал. В том числе связанного с низким уровнем работы аэродромных служб. Но представить себе снегоуборочную машину перед взлетающим са-молетом…
Тем более, что «Внуково» – это же и «Внуково-3», через который лета-ет вся бизнес-авиация, вся элита, большая часть начальства, все международ-ные делегации высшего уровня. Вряд ли у них отдельный диспетчер. Когда начинают говорить, что у них безнадежно устаревшее оборудование – это странно: построить с нуля, с иголочки огромный аэропорт, правда, с очень неудобным подъездом… и не обновить оборудование… ну, теоретически можно это себе представить.
«Внуково», как я понимаю, в собственности московских властей. Это уж и поздний Лужков был не сахар, а то, что Собянин сейчас творит с Москвой, - почему бы нечто подобное и не потворить с «Внуково»?
С другой стороны, любое оборудование можно сломать или пользоваться им не надлежащим образом.
Нужно дождаться расследования.Но, если будет тупо списано на человеческий фактор… Есть, на мой взгляд, омерзительная привычка: когда летчики разбиваются, списывать все на летчиков. Этим выводятся из-под удара те, кто может быть причастен к катастрофе. Они же живые, их жалко, - а мертвых нет. И родных их не жалко.
Кроме того, так экономятся выплаты семьям погибших. Так что если нам в очередной раз скажут, что это человеческий фактор, - тогда уж пусть подробно распишут все, что происходило, чтоб все поверили, что здесь ника-кого обмана нет.
Пока я допускаю все, вплоть до диверсии.
Господин Маржери не был, конечно, другом России, каким его иногда представляют, но он был действительно великий промышленник и обсуждал вопрос о переводе торговли нефтью с долларов на евро: то, о чем боится го-ворить российское руководство.
До него это всерьез обсуждали двое: Саддам Хусейн и Каддафи.
Практика показывает, что, когда имеющий ресурсы человек начинает это обсуждать, - это обычно последнее, что он обсуждает в своей жизни. Так что вариант американской диверсии надо изучить углубленно.
Вторая версия, которая мне кажется наиболее вероятной – наложение ряда случайностей. Так же, как человек никогда не кончает жизнь самоубий-ством по какой-то одной-единственной причине (мы привязаны к жизни ты-сячью нитей, и потому должно наложиться много разных катастроф, чтобы все их перерубить), так же сложные технические комплексы редко выходят из строя по единственной причине: от этого они защищены.
А вот если есть много тонких мест, то где-то обязательно порвется и, скорее всего, в нескольких местах разом.
Но сегодня мы можем только скорбеть. На Валдайском клубе я вставал вместе со всеми на минуте молчания, но многие тогда в зале подумали – да, мы встаем в честь погибшего Маржери, - но непонятно, почему мы не встаем в честь тысяч людей, погибших от нацистского террора в Донецке и Луганске, да и по всей Украине?
Этот вопрос не был задан, но очень многим пришел в голову в тот мо-мент.
Авария обидная, это нанесение тяжелого ущерба нашей репутации, но не сомневаюсь, что здесь мы все сделаем корректно: пригласим французов, никто от них ничего прятать не будет, они будут делать все, что надо, а расследование будет совместным, по-честному… Здесь и французы заинтересованы, и наши заинтересованы больше всех показать, что это или случайность, или диверсия. Потому что в целом у нас нормально с безопасностью движения.
Челышев:
- Михаил Геннадьевич, давайте чуть вперед заглянем. Сегодня уже опубликовали фрагмент переговоров диспетчеров с наземными службами. Из них видно, что дважды водители снегоуборочной техники запрашивали раз-решение на пересечение полосы. Получали его, пересекали полосу и отчитались - полоса свободна. Когда был запрос на третье пересечение полосы, ответа не было и был уже этот инцидент столкновения… И вот кто там кричал в эфир – откуда он там взялся? И ответ – а я откуда знаю, локатор не показал.
Делягин:
- Может быть, неисправный прибор. Но бесспорно другое: когда стажерку запирают в СИЗО, это на грани помешательства. Стажер по инструкции обязан беспрекословно подчиняться диспетчеру, она вообще права слова не имеет. Если даже она что-то увидела, она могла просто забояться… Ну, поставьте себя на ее место. Это молодая девушка, которая мало что еще знает. Для нее диспетчер – бог, царь и воинский начальник, как, кстати, и для любого из нас. Если он что-то делает, это априори правильно, потому что он это делает. Да, она могла, конечно, хватать за руки и т.д. Но даже если она что-то увидела и не сказала, хотя должна была сказать… это халатность. Хорошо, по максимуму, это преступная халатность, повлекшая за собой особо тяжкие последствия. Но держать человека в СИЗО просто за это, прекрасно зная, что из себя представляют женские СИЗО – это, на мой взгляд, большой перебор. Это напоминает дискредитацию правоохранительных органов как таковых. Надеюсь, это будет исправлено.
И последнее: как человек, который летает раз в неделю, могу сказать, что мне лететь из Внуково в следующий раз 15 ноября – и не то что я там по-лечу, а я полечу без всякого страха, без всяких волнений, без всяких дерганий. Потому что понятно, что это экстраординарное стечение обстоятельств. Да, это катастрофа, это бред. Но это не есть результат проявления какой-то закономерности.
Челышев:
- Тогда два факта. Диспетчеры открыто говорят о том, что тот самый радар, который следит за ситуацией на земле, на полосе и прилегающей тер-ритории, работает со сбоями. Он периодически видит те объекты, которых нет и может не увидеть те объекты, которые там есть.
Делягин:
- Давайте учитывать, что слово специалистов всегда главное. Есть бумаги диспетчеров, которые писали начальству, что вот это обстоит так - или их нет? Если они есть, то человек, который должен был принять меры, но не принял, виновен в этой катастрофе и должен понести наказание. Именно он, а не диспетчер и не стажер. Но если диспетчеры между собой разговаривали, но официальных документов не писали, чего-либо боясь, - извините, коллеги, но это ваша вина. Если люди писали рапорты и сейчас они уничтожены и сожжены – ну, для этого и есть следствие, чтобы такие детали раскапывать. Тогда это, безусловно, удесятеряет вину человека, который не принял их во внимание.
Челышев:
- Главный вопрос. Если диверсия будет рассматриваться, то она будет рассматриваться, конечно, негласно.
Делягин:
- Безусловно, негласно. И есть уже четкий признак. ФСБ в этом официально не участвует. Это значит, что официальная версия диверсии не рассматривается. Хотя я бы не исключал ее на 100%.
Челышев:
- Что в сухом остатке получит французский обыватель? И вообще европейский бизнесмен…
Делягин:
- Он уже получил. С дикой, чудовищной, нелепой, безумной, безграмотной Россией иметь какое бы то ни было дело нельзя.
Челышев:
- Насколько этот вывод скажется реально на отношении к нашей стране со стороны представителей реального бизнеса?
Делягин:
- Реальный бизнес все прекрасно понимает.
Челышев:
- Он учитывает эти риски?
Делягин:
- Он прекрасно знает, как люди гибнут в Конго и в других замечательных местах. Реальный бизнес будет смотреть на итоги расследования. И будет оценивать не с точки зрения уровня бытового идиотизма, потому что аварии бывают везде именно на уровне идиотизма диспетчеров… Швейцария, пожалуйста, самая точная в мире страна, и над Боденским озером лоб в лоб столкнулись два самолета. Но они будут смотреть с точки зрения добросовестности российских властей.
Если российские власти поведут себя добросовестно, лишних не накажут, а виновных найдут и будет понятно, что все по-честному, тогда реальный бизнес скажет: это цивилизованные люди… И мы на этом еще и заработаем очки.
Пусть это цинично звучит, но это правило пиара: если с вами случилась репутационная катастрофа, то вы не сохраните свою репутацию прежней никогда. Но вы можете ее не только ухудшить, но еще и улучшить…
Что касается французского общества в целом, здесь все зависит от французских медиа и от того, как мы будем с ними работать. На самом деле, посол России во Франции должен был сразу же собрать брифинг и сказать: дорогие друзья, мы скорбим вместе с вами, нам очень стыдно, нам очень неловко, но мы проводим расследование. Мы сделаем все возможное, чтобы вы получили всю информацию с нашей стороны….
Челышев:
- Кстати, если нас слышат сейчас те, кто имеет отношение к Франции, пожалуйста, позвоните и расскажите, как во Франции относятся сейчас к ка-тастрофе в аэропорту Внуково.
А сейчас мы немного о другом поговорим.
Делягин:
- Ведь есть хорошая новость, друзья! В это воскресенье случилось чу-десное событие – многие из нас выспались. Отменена бредовая медведевская идея – напомню, что когда Медведев был президентом, ему казалось, что он может стать не только техническим, но и настоящим президентом, он почув-ствовал себя властелином времени и изменил время. И мы три зимы подряд мучились чудовищно, потому что жили на максимальном, двухчасовом отда-лении от естественного, астрономического времени. Было тяжело засыпать и тяжело просыпаться.
Я проводил все три года интернет-опросы, в них принимало участие по нескольку тысяч человек. Первые два года по 75% людей испытывали не-удобство и только 5% было лучше. В третий год 83% испытывали неудобство… 5%, правда, по-прежнему было лучше.
Но, слава богу, это отменено: хоть одна медведевская инициатива отменена.
Может, мы с вами доживем до отмены и других его инициатив? Например, по декриминализации контрабанды: тягчайшее преступление против государственности контрабанда объявлена таким же административным правонарушением, как переход улицы на красный свет.
Или либерализации Уголовного кодекса, в результате которой за убийство человека могут дать несколько месяцев лишения свободы.
Или, например, ситуация со взятками, когда благодаря Медведеву за взятку стало возможным откупаться, как в средние века…
Челышев:
- Михаил Геннадьевич, есть еще хорошие новости, кроме возвращения зимнего времени?
Делягин:
- Раз уж мы говорим о товарище Медведеве, то нельзя не упомянуть, что он таки взял реванш. Похоже, он нам отомстил за то, что мы выспались. Одна из его безумных новаций все-таки отменена, но, с другой стороны, он подписал сообщение, что теперь права будут выдаваться только по итогам учебы в автошколе.
Челышев:
- То есть, сдать экстерном не получится?
Делягин:
- Да. Логика понятна: развелось много трудящихся, у которых в кредит не только машина, но и права. Люди, которые тупо покупают права, не умея водить, и становятся угрозой для всех, а то и убийцами.
Но здесь есть две маленькие проблемки.
Прежде всего, как быть людям в сельской местности? Автошкол там, как правило, нет. Раньше теоретически можно было выучиться самому и по-ехать в ГИБДД уже только для экзамена. Сейчас ничего подобного: сейчас надо ехать, как минимум, в райцентр, - и что, две недели каждый день?
Таким образом, Медведев сразу лишает огромную категорию людей самой возможности получить права.
Но главное в другом: а что, у нас в автошколах не берут взяток?
Есть экзамен, и к нему я должен иметь право готовиться как угодно, хоть по интернету. Но, если я экзамен сдал, в том числе с практическим вож-дением, то кому какое дело, как я к этому готовился: я нормальный участник движения.
Это производит впечатление наглого и циничного лоббирования авто-школ. В силу высокой коррупции бизнес автошкол, похоже, сыпется, потому что люди предпочитают платить напрямую за права: это понятно.
Но к обеспечению нормального движения это отношения не имеет, это лоббизм бизнеса за наш с вами счет.
Почему я не имею права научить своего сына где-нибудь на пустыре вождению, чтобы он сам пришел и спокойно сдал на права?
Я знаю человека в Москве, - между прочим, он вице-президент крупного банка, - который из принципа сдал на права без взятки. Его научила жена, и на третий раз он объяснил тому, кто у него принимал экзамен, что, родной, мне плевать, сколько времени я буду сдавать этот экзамен, просто это твоя потеря времени, ты за это время потеряешь те взятки, которые ты взял бы у других. После того, как он объяснил это популярно, он права получил мгновенно.
Однако, вместо борьбы с коррупцией господин председатель прави-тельства занимается лоббизмом бизнеса. Это может быть правильно с либеральной точки зрения, но это абсолютно нагло и цинично с точки зрения по-требителя, потому что людей, живущих в городах, обкладывают дополнительным официальным побором в виде платы за учебу в автошколе, а людей, которые живут в деревне, лишают возможности получить права.
Мне это кажется абсолютно неправильным, и я это воспринимаю как такую мелкую месть за то, что мы начали высыпаться.
Челышев:
- На самом деле, все это похожу на какую-то попытку возместить ав-тошколам недавние изменения в требованиях к ним, которые произошли. У автошколы должен быть свой автодром и своя площадка…
Делягин:
- Ну да, дескать, пусть они за наш счет эту проблему решают. Но с какой стати мы должны платить за частный бизнес?
Челышев:
- Знаете, что самое печальное? У нас есть лоббисты…
Делягин:
- У нас нет лоббистов населения. Потому что лоббисты населения называется демократией. А это у нас ругательное слово. Отчасти правильно: ведь то, что мы видим на Западе, скорее катастрофа, чем демократия.
Но если демократия является синонимом бомбардировок, то это не значит, что ее не существует совсем, и не значит, что у нас не должно быть настоящей, подлинной демократии. Если власть не принадлежит народу, то народ грабят и доят, что мы, строго говоря, и наблюдаем на личном кошельке каждый день.
Но есть хорошая новость. За первые девять месяцев этого года рост ввода жилья в эксплуатацию на 24,6% больше предыдущего года. При этом рост довольно равномерный. В сентябре прошлого года было введено 6,8 млн.кв.м., а в сентябре этого года – уже 7,4 млн.. И более половина введено организациями, а не частными гражданами – то есть это многоквартирные дома. У нас бурно продолжается жилищное строительство.
Сразу фиксирую: это не имеет отношения ни к качеству домов, ни к решению жилищной проблемы. Ведь это жилье коммерческое, для трех чет-вертей населения России недоступное по определению.
Но, тем не менее, рост строительства жилья - это хорошо: даже пустующее инвестиционное жилье можно забрать и раздать нуждающимся, когда власть станет более адекватной.
Челышев:
- Хорошо. А стоит ли надеяться тем, кто хочет сейчас приобрести жи-лье, на то, что цены на жилье как-то поумерят свой пыл?
Делягин:
- Они не упадут по очень простой причине: инвестиционное жилье контролируется банками. Для банка продать жилье дешевле, чем оно когда-то было оценено, - значит испортить себе баланс. Потребностей в такой продаже у него нет, потому что он крупный, и его поддерживает государство. Мы это проходили в 2008-2009 годах.
Тем не менее, стоимость жилья будет медленно снижаться. Прежде всего, из-за бедности. Реальные доходы большинства снижаются с лета прошлого года, а цены на товары первой необходимости растут опережающими темпами. И у людей все меньше остается денег на покупку квартиры. Как бы не упорствовали монополисты, это давление ощущается.
В Москве, несмотря на монополизм, цены на недвижимость поддерживаются в последнее полгода потоком людей с Украины. Обеспеченные люди бегут быстрее всех и покупают довольно много недвижимости, на мой взгляд, ощутимо поддерживая рынок. Думаю, к Новому году этот поток иссякнет, приток украинских денег сократится, и цена немного снизится.
Другой важный факт - обесценение рубля. За долгие годы крепкого рубля цены стали фиксировать не в валюте, а в рублях, и цены в рублях растут медленнее, чем обесценивается рубль по отношению к доллару и евро.
И, наконец, в Москве продается очень много элитной недвижимости, потому что цены завышены по сравнению с европейским уровнем, и многие перебираются туда.
Не могу не процитировать фразу, которая объяснит, почему многие люди перебираются все-таки в Европу или вообще бегут куда глаза глядят. Эта фраза свидетельствует об уровне компетентности российского государства. Курское управление Роспотребнадзора объявило, что увлечение селфи является чуть не главной причиной распространения вшей. Цитирую, на сай-те ведомства сообщается: «Причиной распространения педикулеза среди подростков стало увлечение селфи фотографией, при которой совместные съемки группы подростков или пары способствует передачи паразитов при прикосновении головами, поскольку это основной путь передачи вшей».
Конечно, я рад первобытной наивности курского управления Роспотребнадзора, которое, похоже, просто ничего не слышало о таком, например, явлении, как подростковый секс… По-моему, в этом процессе соприкосновение головами, и не только ими, должно происходить более интенсивно, чем при фотографиях селфи…
Челышев:
- Михаил Геннадьевич, ни вы, ни они свечку при таких делах не держали. А селфи – это пожалуйста, это видят все. Поэтому вот такая причина…
Делягин:
- Ну, тут прошло сообщение, что первый собянинский «крокодил», то есть, эвакуатор, уже убил человека в Москве.
Челышев:
- Насколько можно судить из официальных данных, которых пока никто не опроверг, человек был пьян. Эвакуатор погрузил автомобиль и чело-век зачем-то шагнул к этому самому эвакуатору и попал под колеса… Естественно, за ним должны были следить сотрудники ГИБДД, которые и вызва-ли эвакуатор… Вопрос – почему не следили?
Делягин:
- За кошельком, думаю, следили, деньги считали…
Государство существует не для того, чтобы умным было хорошо. Государство существует для того, чтобы неумным за это ничего не было…
И, когда оно отказывается выполнять эту свою функцию, когда сначала уничтожается здравоохранение, а потом рассказывается, что, видите ли, вши распространяются от того, что дети друг друга фотографируют… ну, господи, мы скоро придем к тому, видимо, что ведьм начнем сжигать на площадях…
Челышев:
- Насчет поток инвесторов с Украины – людей, которые скупают жилье… Мы сегодня увидели предварительные результаты украинских выборов… Глядя на эту табличку, по которой видно, что Порошенко и Яценюк продолжат дербанить Украину, увеличится число этих беглецов с территории Украины?
Делягин:
- Увеличится. Если война не начнется до 15 ноября, она возобновится весной, когда станет тепло. И люди, которые собираются любой ценой втюхнуть российский газ своим украинским партнерам, должны понимать, что они этим газом и скидками финансируют не бедное замерзающее население, а массовые убийства людей.
Что касается выборов, - не верю, что Яценюк победил Порошенко. Понятно, что выборы в условиях гражданской войны - это массовая фальсификация по определению, но, поскольку Яценюк Западу более близок, чем Порошенко - он технократ, а не олигарх, и своей банды у него все еще нет, и поэтому он более управляем, - думаю, что эта фальсификация уже не на украинском, а на международном уровне. Думаю, ею дирижировали реальные власти Украины: так называемые американские советники, которые сидят на 4-м этаже управления Службы безопасности Украины в Киеве.
Могу назвать четкий критерий состоятельности государственности Новороссии: она состоится окончательно, когда на этот четвертый этаж прилетит крылатая ракета.
Челышев:
- Насколько хватит вот этого нового состава Верховной Рады? Удастся ли создать коалицию, получить там большинство?
Делягин:
- Это будет звериная антироссийская, русофобская Рада, парламент торжествующего нацизма, парламент войны.
Когда говорят, что в Донецкой области проголосовало 34%, если посмотреть на распределение населения по районам Донецкой области, то понятно, что в ее оккупированной нацистами части якобы голосовала половина населения…. Понятно, что это просто фальсификация, скорее всего, на всех уровнях и в части Яценюка тоже.
Во внутренней политике все зависит от того, будет ли Российская Федерация финансировать нацизм на Украине поставками газа. Если мы не будем их финансировать, они просуществуют там до лета. Если мы будем их финансировать, годик протянут, может, полтора года. Но то, что под господином Порошенко заколебалась почва и то, что это строгий знак со стороны Запада, что ему не нужно осуществлять никакие переговоры с Российской Федерации, пусть даже через отставных президентов Кучму, и не нужно пытаться быть миротворцем, когда речь идет об очищении территории для западенских переселенцев, - это, я думаю, знак ему достаточно внятный.
Челышев:
- Спасибо, Михаил Геннадьевич.
Свежие комментарии